Владимир (wg_lj) wrote,
Владимир
wg_lj

Categories:

Колчак у ворот Цареграда

О.Айрапетов
Планы десанта на Босфор в 1917 году.

Показавшаяся мне интересной статья из журнала "Родина", 9-2004

Захват Константинополя и Проливов оставался стратегической целью русской армии в течение всей Великой войны. Зажигательные речи политиков и народный энтузиазм оставались на поверхности, а в это время шла конкретная и серьезная подготовка к десантным операциям. Босфор неудержимо притягивал к себе высшее русское командование даже тогда, когда революционная смута начинала становиться горестной реальностью. Одним из главных действующих лиц в подготовке дерзкого десанта на Царьград был 42-летний командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак...

Для атаки на Босфор было решено создать новую часть - Черноморскую десантную дивизию, полки которой должны были гордо называться Цареградским, Нахимовским, Корниловским и Истоминским. Командовать дивизией было поручено известному военному теоретику генералу А, А. Свечину, начальником штаба пал полковник А. И. Верховский. Предполагалось, что во главе десанта будет ударный отряд морской пехоты, командовать которым по инициативе Колчака был назначен генерал Комаров, отличившийся во время боев в Галиции летом 1915 года. Начальник штаба Верховский вспоминал: "Формирование дивизии шло с большим трудом. Все ресурсы России в это вребыли исчерпаны. Пришлось искать необходимое по всей стране". На деле новое соединение было дивизией только по названию, ее планируемый состав доходил до корпуса, его доукомплектования на тот период требовалось: 3 генерала, 31 штаб-офицер, 245 обер-офицеров, 39 чи-новников, 40 врачей, 17 869 солдат, 4259 лошадей, 1219 повозок, 12 568 винтовок. В Севастополе же имелось в наличии всего лишь 70 старших и младших офицеров, 13 врачей, 630 фельдфебелей и унтер-офицеров, 3500 солдат, а лошадей и повозок не было вовсее.

Технические средства, предоставляе-мыебудущей дивизии, были мизерными. На просьбу выделить значительное количество легкового и грузового автотранспорта, а также мотоциклы, фактически последовал отказ. Ставка дала одну легковую и одну грузовую машины и четыре мотоцикла - по одному в полк. Правда, со средствами доставки десанта дела обстояли более благополучно. Уже к весне 1916 года николаевский завод "Руссуд" поставил флоту около 50 самоходных десантных барж, рассчитанных на перевозку батальона пехоты или двух батарей полевой артиллерии. Флот получил около 30 мелкосидящих судов для погрузки и высадки войск, кроме того, в Николаеве были заказаны специальные десантные боты.

11(24) декабря 1916 года последовал приказ Николая II о формировании Черноморской морской дивизии для десантов в тыл войск противника. К весне 1917 года новое соединение должно было быть готово. Пока же под руководством Колчака активизировались действия русских кораблей у Босфора. 30 ноября 1916 года в строй вступил дредноут "Императрица Екатерина II", и потерянное после гибели "Императрицы Марии" превосходство русского флота было восстановлено.

Накануне февральских событий в Петрограде дипломаты и военные вновь поставили вопрос о Босфор-ской экспедиции. Россия по-прежнему оставалась в блокаде, даже откры-тие в январе 1917 года движения по железной дороге, связавшей Порт Романов с Петроградом, не снимало проблемы. Порт ежедневно был готов принять 1500 тонн груза, а железная дорога обеспечивала вывоз только 200 тонн. Николай II имел все осно-вания не доверять обещаниям союзников. Не случайно последний министр иностранных дел императорского правительства Н. Н. Покровский 21 февраля (6 марта) 1917 года (в день окончания работы Петроградской союзнической конференции) подал всеподданнейшую записку, в которой отстаивал идею захвата Босфора до окончания войны с целью избежать угрозы невыполнения союз-никами обязательств по передаче Проливов России. Для проведения операции, "по мнению знающих лиц", было необходимо 200-250 тысяч человек, а русская армия и флот, по мысли министра, были готовы к десанту лучше, чем когда-либо в эту войну. Покровский ссылался на удачное занятие Трапезунда десантом 5(18) апреля 1916 года во время комбинированного наступления войск ге-нерала Н. Н. Юденича на этот город.

Казалось бы, рассуждения Покровского были небеспочвенны. С начала войны до середины 1916 года Черноморский флот потопил свыше 60 транспортов и 3000 парусников противника, уничтожил несколько боевых кораблей, серьезные повреждения были нанесены трем крейсерам, в том числе "Гебену" и "Бреслау". Кроме Трапезунда, в 1916 году флот обеспечивал высадку десантов силой до двух батальонов еще в трех районах Черноморского побережья Малой Азии, перевез в апреле-мае того же года из Новорос-сийска и Мариуполя на побережье Лазистана около 5 тысяч солдат и офицеров с вооружением и снаряжением. К середине лета 1917 года ожи-далось вступление в строй еще одно-го русского дредноута - на верфях Николаева достраивался "Император Александр III".

А германо-турецкий флот в конце 1916 года оказался в весьма неблагоприятном положении. За короткий промежуток времени немцы потеряли в Черном море три подводные лодки, две из них подорвались на рус-ских минных заграждениях у Варны. Сократился тоннаж грузового флота, "Гебен" и "Бреслау" находились в ка-питальном ремонте, остальные корабли не выходили в море по причине недостачи угля. Таким образом, перевес оставался за Андреевским флагом.

Начальник штаба Верховного главнокомандующего (с марта 1917 го-да - Верховный главнокомандующий) генерал М. В. Алексеев был категорически против десанта непосредственно на Босфор, но соглашался с планом высадки армии на малоазиатском берегу, у устья реки Сакарии. Нет сомнений в том, что к моменту подхода русских сил к Константинополю турки собрали бы на этом направлении значительные силы, с кото-рыми не смог бы справиться русский экспедиционный корпус. Согласие Алексеева стоит признать всего лишь нехитрым "политическим" маневром, Босфорская экспедиция оставалась для него ненужной затеей.
В противовес этой точке зрения Колчак считал, что удар необходимо нанести непосредственно по Босфору с высадкой десанта на его европейском и азиатском берегах, для чего требовалось только пять дивизий. В районе Проливов турецкое командо-вание имело только три дивизии (две на Дарданеллах и одну на Босфоре), железные дороги находились в таком состоянии, что ожидать усиления этой группировки ранее двух недель после начала десанта не приходилось. Но для реализации планов Колчака необходимы были отборные части. 20 февраля (5 марта) 1917 года он писал: "В состав десантного отряда назначаются войска лучшего качества с испы-танными боевыми начальниками, безусловно целые организационные единицы, но никак не сборные (выделено Колчаком. - О. А.). Непременным условием должно быть богатое снабжение десантных войск артиллерией, пулеметами, техническими средства-ми и особенно средствами связи (вы-делено Колчаком - О. А.)". Ничего подобного в распоряжении вице-адмирала не было. Черноморская мор-ская дивизия и ее двойник на Балтике - морская бригада - состояли из сырых, импровизационных частей, плохо обеспеченных и офицерскими кадрами, и артиллерией, и пулемета-ми, и техническими средствами, и особенно средствами связи.

Однако Алексеев снова заявил о том, что до разгрома главного про-тивника, Германии, резервов для по-добной экспедиции у него нет и что только после победы над немцами можно будет предпринять поход на Константинополь, естественно, сообразуясь с обстановкой. Ссылки на опыт десантных операций весны 1916 года он также отверг: "Десант в 2-3 батальона нельзя приводить в пример грандиозного предприятия переброски армии в 200-250 тысяч человек (25 дивизий или 12 корпусов. - О. А.), в пример предприятия, подобного которому еще не было в военной ис-тории. Босфорскую экспедицию нельзя также сравнивать с галлиполийской операцией. Англо-французы, владея островом Мудросом, располагали базою в 30 милях от Галлипо-лийского полуострова, тогда как Вифинейский полуостров отстоит от Севастополя на 230 миль". Управляю-щий дипломатической канцелярией при Ставке Н. А. Базили добавил к этому, что даже переброска в несколько рейсов 9 дивизий (приблизительно 130 тысяч человек) при соответственной мобилизации транспортных средств вызвала бы полную остановку всяких перевозок на Черном море, не связанных с Босфорской операцией.

Пока же на Кавказе и в Малой Азии решили перейти к более активным и скоординированным с союз-никами действиям. Еще в 1915 году англичанам был предложен план совместного наступления на Багдад силами в 40-50 тысяч англо-русских штыков и сабель от Керманшаха. Ставка все больше настаивала на наступатель-ных, упреждавших противника действиях в этом регионе. Русские войска прокладывали от Батума к Трапезунду железнодорожную ветку нормальной ширины для снабжения буду-щих операций большого масштаба. Весной 1917 года в результате скоор-динированного наступления плани-ровалось объединить 70-тысячную русскую армию и армию британского генерала Мода в районе к северу от Багдада. Создание единого фронта в Малой Азии полностью изменило бы стратегическую обстановку в регионе и сказалось бы на положе-нии остальных турецких фронтов, не исключая и района Проливов.

Революция решительно вторглась в спор Алексеева и Колчака. Черномор-ский флот в отличие от Балтийского не сразу подвергся разложению. Революционная смена власти в Севасто-поле прошла без ужасных эксцессов кронштадтского и гельсингфорсского образца. На Черноморском флоте было убито и списано с кораблей около 20 офицеров, на Балтике в эти дни погибло около 150 офицеров (в том числе старших) и около 50 было списано на берег. Характерно, что прежде всего севастопольские матросы потребовали удалить с кораблей офицеров с немецкими фамилиями. В марте и даже начале апреля Колча-ку еще удавалось удерживать контроль над моряками, но пространство власти постоянно сокращалось. Мат-росы были недовольны офицерами, которые склонялись к активным действиям флота, солдаты десантной дивизии готовы были обороняться (в Севастополе!), но не наступать.

Еще в конце апреля 1917 года Колчак сообщал в Ставку о готовности в случае успешного наступления на румынском фронте высадить десант в районе Констанцы - Балтийскую морскую дивизию, казачий полк, ро-ту самокатчиков и те части Черно-морской дивизии, которые будут го-товы к началу операции. Эти разовые акции должны были помочь формировавшимся частям накопить опыт накануне высадки на Босфор. При этом не позднее июля 1917-го транспортная флотилия должна была быть готова к перевозке 6 дивизий в два рейса в срок не менее двух недель. Но уже 1 мая 1917 года распоряже-нием военного и морского министра Временного правительства А. И. Гуч-кова подготовительные работы на 90 транспортах были приостановлены. При этом экспедицию продолжали готовить - десант предполагалось начать через два месяца после принятия решения командованием.

В Константинополе до лета 1917 года не имели точной информации о состоянии Черноморского флота, от-дельные его корабли по-прежнему действовали довольно активно, особое опасение у германского командо-вания вызывал ввод в строй "Импе-ратора Александра III". Примечатель-но, что с начала войны по первую половину 1917 года германо-турецкий флот совершил 19 обстрелов русского черноморского побережья и лишь один из них пришелся на послереволюционное время, июнь 1917-го . Однако опасения противника были излишними. Десантной операции на Царьград так и не суждено было состояться.
В феврале-марте Колчак еще надеялся, что выход кораблей в море на боевые операции и учебные стрельбы заставит команды понять необходи-мость порядка. Но результаты оказались совершенно иными. Матрос ли-нейного корабля "Императрица Ека-терина II" вспоминал: "Частые походы вызывали утомление команд, на-рушение дисциплины наблюдалось все чаще и чаще". Падение дисцип-лины и политизация команд приво-дили к тому, что на корабле и среди матросов формировались кружки разных, в том числе и враждебных друг другу, направлений: большевиков, эсеров, анархистов, самостий-ников.

Когда спущенный на воду дредноут "Император Александр III", сразу же переименованный в "Волю", переходил в апреле 1917 года из Николаева в Севастополь, он являл верную картину состояния флота: "Когда линкор уходил, на мачте вился Андреевский флаг, но на орудийных баш-нях торчали всевозможные флаги, от-ражающие политические взгляды и настроения различных группировок, которых было много на борту столь большого корабля". Такой флот все меньше становился препятствием для противника, и 12(25) июня 1917 года произошло из ряда вон выходящее событие - крейсер "Бреслау" обстрелял Феодосию, подбил одно орудие, высадил десант, который захватил 11 пленных и пулемет. Ранее германо-турецкие корабли при обстреле не осмеливались подолгу задерживаться у русских берегов.

О Босфорской операции перестали и мечтать после десанта в небольшой приморский турецкий городок Орду, который еще весной 1916-го был намечен в качестве будущей желательной русско-турецкой границы. 13(26) августа 1917 года там была высажена 123-я пехотная дивизия. Перед ней были поставлены простейшие задачи - уничтожение складов орехов и ангаров, находившихся поблизости от неукрепленного города. "Орду" по-турецки означает "армия". Армия российской демократии превратилась в этом городе в орду грабителей и насильников, действовавших под прикрытием линейного корабля "Свободная Россия" (бывшая "Императрица Екатерина II"). В этом было нечто символическое. Капитан 2-го ранга князь В. К. Туманов отчитывался: "Это была не военная операция, а довольно хорошо организованный грабеж с мощной поддержкой флота. Многие солдаты высаживались на бе-рег с заготовленными мешками. С первых же шагов высадившихся войск началась вакханалия насилий и безудержного грабежа. Очень скоро высадившиеся войска перепились, на-чали разбивать магазины и частные квартиры. Награбленное добро груда-ми тащилось на тральщик".

Попытки офицеров навести порядок, даже с угрозой оружия, ни к чему не привели. Поставленные перед десантом задачи не выполнялись, хо-тя сопротивления не было. Войска начали беспорядочную стрельбу, в городе началась паника. Судя по всему, именно это и стало причиной по-терь - было убито два и ранен один солдат. Но вершиной всего стала эвакуация. Греческое население города, прятавшееся до этого в церквях, скопилось в порту. Греки просили взять их с собой, опасаясь, что турки вырежут их после ухода русских. Но ни в шлюпки, ни на корабли несчастных не пускали. Детей выбрасывали за борт, а женщин насиловали. Лучшие части - "батальоны смерти" - ничем не отличались от других. Туманов оценил операцию как безусловно вредную, еще более развращающую войска, и порекомендовал командова-нию впредь, до формирования надежных частей, воздержаться от повторения таких экспедиций.
...Эти безобразия творились уже при новом командующем Черноморским флотом контр-адмирале В. К. Лукине, сменившем Колчака в июне семнадцатого. Смутные времена окончательно перевели в область фантастики масштабные и амбициозные планы русских военачальников. Царьград и Босфор так и не увидели торжества русского десанта...
Tags: Восточный вопрос, история, флот
Subscribe

  • Кубок Америки по футболу 2021

    Помимо Евро-2021 нас в самое ближайшее время ожидает и другой потенциально интересный турнир - Кубок Америки по футболу 2021 или Кубок Комнебол.…

  • Болельщики - куколды

    https://www.sports.ru/poll/football/1097858015.html (чтобы увидеть там проценты, надо проголосовать) Хотя, возможно, это XXLы набежали и…

  • Фейсбук

    Чем чаще скрываешь в фейсбуке рекламу, указывая причину "нежелательная тематика", тем больше фейсбук ее и подобную тебе подсовывает. Прямо…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments