Владимир (wg_lj) wrote,
Владимир
wg_lj

Categories:

Немного про "рок"

В последнем номере русского "Роллинг Стоун" (в статье про "Майка" Науменко) в очередной раз промежду делом сказано, что рок-клубы в начале 80-х гг. создавались КГБ для того, чтобы контролировать рок-музыкантов (кажется, примерно с год назад было скандальное и обсуждаемое в ЖЖ интервью с Троицким на эту тему).

У меня здесь несколько иная точка зрения. Рок-музыканты 80-х сами по себе не представляли для коммунистической власти абсолютно никакой угрозы. В этом плане гораздо опаснее для нее были люди, распространявшие тогда в Союзе западную аудио и особенно видео-продукцию. "Иностранный продукт" был тогда гораздо качественней и лучше давал понять о царивших на Западе "свободах" и в этом смысле мог "соблазнить" советское население гораздо успешней, чем гребенщиковы-цои (тем более что последние о таких целях тогда, естественно и не помышляли).
Я уж не говорю о собственно талантах отечественных рок-музыкантов. Достать сейчас при нынешней вседоступности записи "талантливого" рокера Науменко даже для сильно желающих - огромная проблема, т.к. никакой ценности они не представляют. Я впрочем как-то слышал его группу "Зоопарк". В музыкальном отношении Науменко = 0. Возможно, ему удалось написать два-три неплохих стихотворения, которые хорошо "идут" под гитару, но в принципе каждый второй-третий подросток из интеллигентной семьи писал стихи. Какими-то "борцами с режимом" Науменко и иже с ним тоже стать никак не могли. Кстати, Науменко умер в 1991 г. пережив провал августовского "путча" и наступление ожидаемых времен всего на неделю, упав в пьяном виде на улице (он был хроническим алкоголиком и выглядел к 1991 г., как утверждают его знакомые, при своих 36 годах лет на 60).
Если говорить о безусловно более талантливом Гребенщикове, то его, конечно, ничего не стоило при желании как-то дискредитировать и уничтожить как публичную фигуру. Учитывая, его "опыты" с гомоэротическим подтекстом на сцене на знаменитом фестивале в Тбилисе в 1980 г. (о них писал в прошлом году тот же русский "Роллинг Стоун") и то, что он часто баловался плагиатом (на чем его ловили даже его поклонники), это было легче легкого.
Хотя говорить о какой-то возможной дискредитации талантливого "рок-музыканта" БГ практически нет никакого смысла, т.к. он был целиком создан как публичная фигура еще вполне советскими прессой и ТВ в конце 1980-х гг. Как и вся рок-тусовка в целом.

С года 1992-93-го рокеров, которые ранее года три не слезали с телеэкрана, перестали целенаправленно пропагандировать, и они очень быстро потеряли свою былую популярность.
Дело недавно дошло до того, что бывший рок-"сатанист" и инфант-террибл, а ныне нарочито Православный Костя Кинчев с Юрием Шевчуком на встрече с иерархами РПЦ просили их (?) как-то поспособствовать тому, чтобы их почаще показывали по телеящику. (Кстати, в одном из своих интервью Кинчев называл телевизор "сатанинским ящиком", а тут сам просился в него почему-то у православных священников, вообщем логики никакой, да ее и бессмысленно искать, когда имеешь дело с такими персонажами).
Можно еще упомянуть, что легенда "русского рока" знаменитый СашБаш (Александр Башлачев), которого почти все "любители русского рока" "знают", но почти никто не слышал собственно его песен, был нерядовым комсомольским активистом. Затем Башлачев съехал с катушек, стал сильно пить, принимать наркотики и в окно выпрыгнул вовсе не потому, что "не в силах был больше выдерживать советской действительности" (как то утверждалось), а допившись до чертиков. Об этом как-то поведала его жена/подруга в газете МК.
Юрий Шевчук, который пел в 1989 г. про террориста Ивана Помидорова - "хватит трепаться, наш козырь террор" и винил с этой песней выпускала официозная "Мелодия" (почему сейчас не споешь эту песню, Юра?!) был сыном высокопоставленного партийного чиновника. Здесь, конечно, учитывая этого "Ивана Помидорова" мы имеем дело совсем уж с бесстыдной номенклатурной сволочью...

Учитывая все это, контролировать науменко-гребенщиковых-цоев было совершенно без надобности. Собирали их, вероятно, в рок-"лаборатории" и рок-клубы совершенно по иной причине. Их собирали как "агитаторов" на будущее. Вероятно, уже в начале 1980-х в соответствующих инстанциях стали ходить определенные мысли относительно реформирования системы. Собственно, рок-клубы были этаким современными вариантами "агитпоезда" на запасном пути. Собственно в тупичке этому "поезду" было суждено стоять недолго, и уже года с 1988-го творчество наших рокеров стали так активно пропагандировать, как не снилось никаким "совковым" "Песнярам".
Суммирую все вышесказанное, можно сказать рокеры в Союзе были не каким-то опасными смутьянами или влиятельными культур-футуристами, которых было необходимо хоть как-то контролировать, организуя их в рок-клубы. Они были агитаторами, горланами (но отнюдь не главарями), призванными славить и нести в массы новую политику Партии.

P.S. Естественно, не все люди из рок-тусовки были циниками и ходили в рок-клуб "на работу". Учитывая огромный заряд нигилизма, который несла эта "субкультура" во второй половине 80-х, туда стекалась, грубо говоря, вся городская дрянь. Чтобы было понятней, здесь уместно вспомнить творчество небезызвестного Г.Климова, при всех изъянах его системы, такой типаж людей он описал достаточно точно.
Эти люди (все эти "свиньи" и т.п. персонажи с подобными кличками) все 1990-е годы догнивали по подвалам и коммуналкам.

Ну, конечно, были в рок-тусовке и вполне приличные люди, все-таки разрешенная и официальная культурная составляющая советского общества образца начала-середины 1980- х была чрезвычайно бедной, поэтому и в "роке" тогда можно было увидеть что-то яркое и интересное.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 115 comments